Photozov (photozov) wrote,
Photozov
photozov

История российского трамвая нижегородском музее

В Нижнем Новгороде есть уникальный музей - музей трамвая (официальное название: музей МП "Нижегородэлектротранс")

Среди уникальных музейных экспонатов трамвайного парка Нижнего Новгорода есть 8 вагонов, эксплуатировавшихся на городских маршрутах с XIX века и до наших дней. Всего же в нижегородском музее электротранспорта под открытым небом 9 трамваев и 2 троллейбуса, которые в разные годы выходили на улицы города. Самый старый трамвай в коллекции музея - «Эрликон» - был поставлен в Нижний Новгород в 1896 году. В 1987 году он был восстановлен для съемок художественного фильма по роману Максима Горького «Мать».


Согласно документам, сохранившимся в музее, уже в 1891 году в Нижнем Новгороде делались попытки открыть трамвайное движение. Но дело сдвинулось с мертвой точки лишь при организации Всероссийской промышленно-торговойи художественной выставки в 1896 году. Нижний Новгород тогда значительно преображался. И часть денег, выделенных на благоустройство города, была вложена в строительство городской электрической дороги. Таким образом, нижегородцы вторыми в Российской империи (после Киева) получили возможность пользоваться новым видом транспорта - трамваем. Но с недавних пор киевский трамвай, лидер электортранспортников Союза, оказался за границей. И тогда нижегородский трамвай - первый трамвай Российской Федерации.


№1. Самый старый трамвай в коллекции музея - "Эрликон"


"Эрликон" на выходе из Нижегородского Кремля. (Фото из книги Ю. М. Коссого "Ваш друг трамвай")


№2. Водитель трамвая "Эрликон" находился на свежем воздухе в любое время года



№3. "Пульт управления" трамваем "Эрликон"


№4. Салон трамвая "Эрликон"


№5. Колесо вагона "Эрликон"


№6. Это прицепной вагон трамвая "Эрликон"


№7. РВЗ-6 - советский высокопольный трамвайный вагон. В Горьком из-за своих габаритов РВЗ-6 с трудом помещались в строения депо № 1, которое располагалось в Нижегородском кремле и было реконструировано из здания бывшего Манежа в конце 1920-х годов.

Кремлёвский трамвайный парк — будущее первое трамвайное депо. 1929 года (автор фото неизвестен)


№8. Таблички с номером маршрута и конечными остановками крепились с боку, рядом с дверьми


№9. Аббревиатура "РВЗ" обозначает производителя вагонов этого типа — Рижский вагоностроительный завод
С данным вагоном связана целая история. Вагоновожатый Андрей Боголепов и ремонтная бригада трамвайного депо поддерживали в исправном состоянии последний оставшийся в городе линейный вагон 20-летнего срока службы. Когда этот РВЗ-6 решением свыше был отставлен в музей электротранспорта, его водитель Андрей Боголепов также уволился.


№10. ЛМ-49 - на своей службе эти вагоны были долговечными и надёжными, но тяжёлыми в управлении


№11. На ЛМ-49 устанавливали сдвижные двери


№12. Трамвай модели РВЗ-7, в котором многие технические решения были применены впервые в СССР. Вагон оборудован тиристорно-импульсной системой управления, имеет возможность рекуперативного торможения, люминесцентное освещение салона и т.д.


№13. Трамвайный вагон МТВ-82. Примечательный факт - в нашем городе из-за своих габаритов МТВ-82 с трудом помещались в ворота депо № 1, которое до 1968 года в здании Манежа в Нижегородском кремле и было рассчитано на малогабаритные вагоны


№14. МТВ-82 - По мнению ряда работников-ветеранов горьковского трамвая, МТВ-82 был самым надёжным вагоном из всех, на которых им приходилось работать


№15. Двери МТВ-82


№16. Советские вагоновожатые и ремонтники любили МТВ-82 за простоту, надёжность и долговечность


№17. Киноистория МТВ-82 богата. В 1948 году в фильме "Первоклассница". В 1983 году в фильме "Приключения Петрова и Васечкина". В 1987 году в фильме "Прощай, шпана замоскворецкая…"


№18. Двери, по современным мерка крайне узкие


№19. МТВ-82. Кабина вагоновожатого - и здесь водитель сидел несколько часов


№20. Обзор из кабиныа вагоновожатого


№21. Трамвай модели ЛМ-57 имел прозвище "стиляга"


№22. ЛМ означает "Ленинградский Моторный"


№23. Трамвай модели КМ заводом Красное Сормово в 1926—1939 гг. трамвай-актер фильмов "Место встречи изменить нельзя" и "Покровские ворота"


№24. Данный вагон КМ № 162 был восстановлен в 1995 году вагоноремонтным заводом


№25. В салоне вагона КМ достаточно просторно


№26. Кабина управления КМ


№27. Пульт управления в кабине вагоновожатого трамвая КМ


№28. Для любителей прыгать в вагон и из вагона специальное предупреждение по всему борту трамвая КМ


№29. 71-608КМ перед въездом в депо


№30. Ворота трамвайного депо №1


№31. Вагон 71-608КМ выходит на линию в город


№32. Также экспонаты музея "Нижегородэлектротранс": троллейбусы ЗиУ-5Д и МТБ-82Д


№33. Смена поколений: МТВ-82 и 71-608КМ



Tags: нижний новгород, трамвай, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments