Photozov (photozov) wrote,
Photozov
photozov

"Дерзкий" (Ту-134) отмечает свое 50-летие

50 лет назад состоялся первый полёт будущей легенды советского авиапрома - Ту-134. Он вошел в историю гражданской авиации как один из самых массовых и популярных советских авиалайнеров. По НАТОвской терминологии он получил наименование Crusty - "Дерзкий". Благодаря длинному узкому фюзеляжу и характерному высокому звуку двигателей в среде авиаторов он также назывался "Свисток". Советские пилоты также его называли "Щенок", "Стиляга" или "Маленькая Тушка". Изначально "Ту-134" был рассчитан на 56 пассажиров, но в 1966 году количество мест увеличили до 72.
689224
Стоит заметить, что Ту-134 был первым отечественным пассажирским лайнером, прошедшим официальную международную сертификацию. В эксплуатации лайнер находится с сентября 1967 года. За 23 года (1965-1984) было построено 852 различные модификации самолета Ту-134. К моменту окончания серийного производства Ту-134 стал третьим по числу выпущенных экземпляров советским самолётом (уступая Як-40 и Ту-154) и самым массовым магистральным.


428190_900

В тоже время Ту-134 считается одним из самых "шумных" самолетов и поэтому в 2002-ом его эксплуатация в ЕС была запрещена. Сегодня используется порядка 100 лайнеров.
TU-134_007

Хотя слышал такую историю опять же связанную с шумностью самолетов.
Говорят, толчком для создания Ту-134 стала реакция Никиты Хрущева в ходе его визита во Францию. Хрущеву, прокатившемуся на "Каравелле" весной 1960-го, понравилось отсутствие шума и вибраций в салоне. А сравнивать было с чем: во Францию он летел на Ту-104, отличавшемся значительными вибрацией и шумом. По возвращении в Москву из Франции Хрущев беседовал с А.Н.Туполевым о возможности создания пассажирского самолета, подобного "Каравелле".
2108_900

Удивительно, но Ту-134 не проектировался как самостоятельный лайнер. Туполев лишь хотел улучшить "Ту-124" путем вынесения двигателей в хвостовую часть для повышения безопасности и уменьшения шума в салоне. Однако перепланировка получилась настолько удачной, что модернизированному самолету присвоили собственное имя "Ту-134".
pic_27

Приборная доска самолета "Ту-134" есть в нижегородском музее авиации (правильное название его "Музей боевой и трудовой славы Горьковского объединенного авиаотряда"). Можно сесть на место пилота. Вообще этот музей - очень интересное место.
Без-имени-1

Безусловно, Ту-134 становился героем рекламы. Выпускались даже именные сигареты
edae7c9bcaa88141c90238e4d3927d84

Для любителей мастерить своими руками выпускалась модель Ту-134
7007-559

Что говорить, Ту-134 это эпоха успеха советской авиации.

Tags: авиа, фото, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments