Photozov (photozov) wrote,
Photozov
photozov

"Штурман" поможет машинистам петербургского метрополитена

Чем ближе я знакомлюсь с метро Санкт-Петербурга, тем больше я узнаю просто невероятно интересные вещи о нем. Это реально уникальный и во многом экспериментальный метрополитен. Хоть он и поменьше Московского, но по части новаторства явно даёт фору столичной подземке. Например, здесь ходит несколько составов изготовленных в экспериментальных целях и в штучном количестве. Также именно здесь проходили испытания по внедрению системы автоведения поездов метрополитена (САВПМ) или именно в питерском метро расположена самая глубокая в России станция - "Адмиралтейская" (86 метров, абсолютный показатель в России, в мире также является одной из самой глубоких).

Практически ежедневно я открываю для себя новые станции. Вот недавно, например, впервые побывал на станции "Проспект Большевиков" - любопытная станция, в основном из-за нестандартного большепролётного зала, который покрыт не единым зонтом, а набран из трёх. Такое конструктивное решение больше нигде не встречается.
Кстати, посетил я эту станцию не случайно. Метрополитен на ней знакомил СМИ и блогеров с работой автоматической системы помощи машинисту (АСПМ) "Штурман" - опять же уникальная отечественная разработка, уже год проходящая тестирование в петербургском метро. Если вкратце, то её главная задача - следить за самочувствием машинистов метрополитена в режиме реального времени.



№1. Физическое и психологическое состояние машинистов метро проверяют перед заступлением на смену, после смены и иногда в течение неё.


№2. Это обязательная процедура для всех машинистов метрополитена.

№3. Только в случае положительного прохода медконтроля машинист допускается до работы. Однако во время смены за состоянием машинистом следить проблематично. Так было раньше. Теперь помочь в этом может "Штурман".


№4. Перед началом смены каждый машинист "оранжевой" линии метро надевает небольшой приборчик на ухо. Он напоминает обычную гарнитуру bluetooth, но изготовлен каждый из них по индивидуальному слепку уха владельца. В наушник встроен микрокомпьютер, который передает оператору информацию об основных медицинских показателях владельца. Ухудшение данных означает, что машинисту необходим отдых, а возможно, и замена.


№5. Конструкторы прибора (кстати, это разработка петербургских инженеров) объясняют выбор размещения его именно на ухе, близостью большого количества кровеносных капилляров и возможностью обратной связи.


№6. Система "Штурман" анализирует психо-эмоциональное состояние машинистов в реальном времени и сразу по пяти категориям: "Сон", "Потеря концентрации", "Норма", "Возбуждение", "Стресс".


№7. Мы садимся в поезд, чтобы посмотреть как работает система в реальной ситуации. Кстати, поезд № 10281 необычный. В народе его называют "саблезуб" за то, что цельнометаллическая кабина украшена композитными накладками белого цвета, делающими его условно похожим на саблезубого тигра.


№8. На 4-й линии подземки бортовыми системами оборудовали все 59 головных вагонов. Кстати, монитор в верхней части фото также входит в систему "Штурман".


№9.  На него выводится информация о местонахождении поезда, управляемом машинистом.


№10. Кстати, на вакансию машиниста метрополитена могут претендовать только мужчины. Вы не задумывались почему на эту работу не берут женщин?


№11. При выявлении переходных процессов, предшествующих потере внимания из-за монотонии или стресса, машинисту выдается информирующий сигнал через прибор на ухе.


№12. В наушнике начинает громко играть музыка.


№13. Если это не помогло, то о возможной чрезвычайной ситуации компьютер информирует старшего смены. Именно сюда поступает информация о состоянии всех машинистов, находящихся на линии.


№14. В дальнейшем машинист-инструктор принимает решение по ситуации: возможно необходимо осуществить подмену или отправить машиниста на внутрисменный медицинский контроль, тем самым обеспечить безопасность передвижения пассажиров по линии.


№15. Эксперимент на четвертой линии петербургского метрополитена проходит уже на протяжении года. И как сообщил мне исполнительный директор компании-разработчика системы Максим Рюхин, тестирование прошло успешно. Было много наблюдений, аналитики и даже внесение изменений в прибор. Так, например, в ходе тестирования ГУП "Петербургский метрополитен" попросил разработчиков увеличить режим автономной работы устройства до 16 часов. Изначально батарея прибора была рассчитана на 8-часовую работу без подзарядки (именно столько длится смена машиниста). Однако, в связи с особенностями графика и условиями работы машинистов потребовалось внести изменения. И инженерам удалось это сделать и что важно без увеличения веса прибора и изменения его конструкции.


№16. Журналисты ждут очереди для съемки в кабине машиниста, которая очень малогабаритная.


№17. А пока есть свободная минутка, представители сми примеряют приборчик на себя. Но гарнитурка индивидуальна и буквально не держится на ушке девушки.


№18. Систему "Штурман" планируется вводить в петербургском метро поэтапно. Так, следующими на модернизацию системы безопасности запланированы составы третьей "зеленой" линии. На других линиях метрополитена электронный "Штурман" появится к началу чемпионата мира по футболу.


№19. Система "Штурман" позволяет анализировать и сравнивать состояние машинистов в разные временные отрезки, будь-то утро, вечер, месяц либо год. Таким образом, специалисты метрополитена могут составить наиболее подходящий график работы для каждого сотрудника. Научно доказано, что одним людям удобнее работать в утренние часы, а другие более работоспособны в вечерние.


№20. Питерской разработкой заинтересовались и в столичной подземке.


№21. И в завершении, еще один небольшой исторический эпизод. На станции "Проспект Большевиков" мне повезло встретить "губернаторский" состав 10286. 2 апреля 2005 года тогдашний губернатор города В.И.Матвиенко открывала в этом составе продление Приморского радиуса от станции "Старая деревня" до новой станции "Комендантский проспект". Только два состава питерского метро имеют такую двухцветную окраску головных вагонов. И кроме того, только в вагонах этого состава вы можете видеть необычный свет - салатовый. Он такой из-за цвета панелей салона.


Благодарю, за возможность познакомится с жизнью метро ГУП "Петербургский метрополитен" и сообщество spbblog.
Tags: Санкт-Петербург, метро, штурман
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments