Photozov (photozov) wrote,
Photozov
photozov

"Штурман" поможет машинистам петербургского метрополитена

Чем ближе я знакомлюсь с метро Санкт-Петербурга, тем больше я узнаю просто невероятно интересные вещи о нем. Это реально уникальный и во многом экспериментальный метрополитен. Хоть он и поменьше Московского, но по части новаторства явно даёт фору столичной подземке. Например, здесь ходит несколько составов изготовленных в экспериментальных целях и в штучном количестве. Также именно здесь проходили испытания по внедрению системы автоведения поездов метрополитена (САВПМ) или именно в питерском метро расположена самая глубокая в России станция - "Адмиралтейская" (86 метров, абсолютный показатель в России, в мире также является одной из самой глубоких).

Практически ежедневно я открываю для себя новые станции. Вот недавно, например, впервые побывал на станции "Проспект Большевиков" - любопытная станция, в основном из-за нестандартного большепролётного зала, который покрыт не единым зонтом, а набран из трёх. Такое конструктивное решение больше нигде не встречается.
Кстати, посетил я эту станцию не случайно. Метрополитен на ней знакомил СМИ и блогеров с работой автоматической системы помощи машинисту (АСПМ) "Штурман" - опять же уникальная отечественная разработка, уже год проходящая тестирование в петербургском метро. Если вкратце, то её главная задача - следить за самочувствием машинистов метрополитена в режиме реального времени.



№1. Физическое и психологическое состояние машинистов метро проверяют перед заступлением на смену, после смены и иногда в течение неё.


№2. Это обязательная процедура для всех машинистов метрополитена.

№3. Только в случае положительного прохода медконтроля машинист допускается до работы. Однако во время смены за состоянием машинистом следить проблематично. Так было раньше. Теперь помочь в этом может "Штурман".


№4. Перед началом смены каждый машинист "оранжевой" линии метро надевает небольшой приборчик на ухо. Он напоминает обычную гарнитуру bluetooth, но изготовлен каждый из них по индивидуальному слепку уха владельца. В наушник встроен микрокомпьютер, который передает оператору информацию об основных медицинских показателях владельца. Ухудшение данных означает, что машинисту необходим отдых, а возможно, и замена.


№5. Конструкторы прибора (кстати, это разработка петербургских инженеров) объясняют выбор размещения его именно на ухе, близостью большого количества кровеносных капилляров и возможностью обратной связи.


№6. Система "Штурман" анализирует психо-эмоциональное состояние машинистов в реальном времени и сразу по пяти категориям: "Сон", "Потеря концентрации", "Норма", "Возбуждение", "Стресс".


№7. Мы садимся в поезд, чтобы посмотреть как работает система в реальной ситуации. Кстати, поезд № 10281 необычный. В народе его называют "саблезуб" за то, что цельнометаллическая кабина украшена композитными накладками белого цвета, делающими его условно похожим на саблезубого тигра.


№8. На 4-й линии подземки бортовыми системами оборудовали все 59 головных вагонов. Кстати, монитор в верхней части фото также входит в систему "Штурман".


№9.  На него выводится информация о местонахождении поезда, управляемом машинистом.


№10. Кстати, на вакансию машиниста метрополитена могут претендовать только мужчины. Вы не задумывались почему на эту работу не берут женщин?


№11. При выявлении переходных процессов, предшествующих потере внимания из-за монотонии или стресса, машинисту выдается информирующий сигнал через прибор на ухе.


№12. В наушнике начинает громко играть музыка.


№13. Если это не помогло, то о возможной чрезвычайной ситуации компьютер информирует старшего смены. Именно сюда поступает информация о состоянии всех машинистов, находящихся на линии.


№14. В дальнейшем машинист-инструктор принимает решение по ситуации: возможно необходимо осуществить подмену или отправить машиниста на внутрисменный медицинский контроль, тем самым обеспечить безопасность передвижения пассажиров по линии.


№15. Эксперимент на четвертой линии петербургского метрополитена проходит уже на протяжении года. И как сообщил мне исполнительный директор компании-разработчика системы Максим Рюхин, тестирование прошло успешно. Было много наблюдений, аналитики и даже внесение изменений в прибор. Так, например, в ходе тестирования ГУП "Петербургский метрополитен" попросил разработчиков увеличить режим автономной работы устройства до 16 часов. Изначально батарея прибора была рассчитана на 8-часовую работу без подзарядки (именно столько длится смена машиниста). Однако, в связи с особенностями графика и условиями работы машинистов потребовалось внести изменения. И инженерам удалось это сделать и что важно без увеличения веса прибора и изменения его конструкции.


№16. Журналисты ждут очереди для съемки в кабине машиниста, которая очень малогабаритная.


№17. А пока есть свободная минутка, представители сми примеряют приборчик на себя. Но гарнитурка индивидуальна и буквально не держится на ушке девушки.


№18. Систему "Штурман" планируется вводить в петербургском метро поэтапно. Так, следующими на модернизацию системы безопасности запланированы составы третьей "зеленой" линии. На других линиях метрополитена электронный "Штурман" появится к началу чемпионата мира по футболу.


№19. Система "Штурман" позволяет анализировать и сравнивать состояние машинистов в разные временные отрезки, будь-то утро, вечер, месяц либо год. Таким образом, специалисты метрополитена могут составить наиболее подходящий график работы для каждого сотрудника. Научно доказано, что одним людям удобнее работать в утренние часы, а другие более работоспособны в вечерние.


№20. Питерской разработкой заинтересовались и в столичной подземке.


№21. И в завершении, еще один небольшой исторический эпизод. На станции "Проспект Большевиков" мне повезло встретить "губернаторский" состав 10286. 2 апреля 2005 года тогдашний губернатор города В.И.Матвиенко открывала в этом составе продление Приморского радиуса от станции "Старая деревня" до новой станции "Комендантский проспект". Только два состава питерского метро имеют такую двухцветную окраску головных вагонов. И кроме того, только в вагонах этого состава вы можете видеть необычный свет - салатовый. Он такой из-за цвета панелей салона.


Благодарю, за возможность познакомится с жизнью метро ГУП "Петербургский метрополитен" и сообщество spbblog.
Tags: Санкт-Петербург, метро, штурман
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments