Photozov (photozov) wrote,
Photozov
photozov

Легендарный Императорский фарфор

Мне всегда интересно узнать как появляется какой-нибудь товар или продукт. Поэтому на призыв посетить какое-нибудь предприятие я обычно соглашаюсь, а уж если речь идёт об уникальном производстве - сам напрашиваюсь. Жаль, такие "промышленные экскурсии" крайне редки. Например, ранее я уже показывал как появляется елочная игрушка, городецкий пряник или тепло в доме.

Но вот недавно мне реально повезло. Питерским блогерам из spbblog показали как рождается фарфор, да не простой, а императорский. Предприятие уникальное и люди на нем работают такие же. Кстати, много интересных и редких профессий. Но обо всем по-порядку.


Произведения Императорского фарфорового завода (ИФЗ) входят в сокровищницу мирового фарфора и представлены в коллекциях лучших музеев мира. Именно здесь талантливый русский ученый Дмитрий Виноградов открыл секрет изготовления "белого золота". Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.


Завод создан в 1744-м году - на целое двадцатилетие раньше Эрмитажа и по указу императрицы Елизаветы. Сегодня на заводе работает 1174 работников, из них непосредственно на производстве 900 человек. Есть на заводе и свои династии.


Наверное, у каждого петербуржца, да и у многих россиян, дома есть чашечка с знаменитой кобальтовой сеткой, статуэтка или ещё что-то сделанное мастерицами ИФЗ. Здесь работают уникальные люди очень редких профессий с такими певучими названиями, например “живописец-штамповщик”, “формовщик художественного литья”, “восковщик”, “формовщик ручной формовки”, “модельщик выплавляемых изделий”. Примечательно, что научиться редкому мастерству можно непосредственно на предприятии. Зарплата в пределах 24 тысяч рублей, выполняя отливку изделий средней сложности, оправку, отделку поверхности изделий. При этом после прохождения обучения работник получит премию и повышение заработной платы. Вот так! За вакансиями завода сюда - HeadHunter.


Фарфор придумали китайцы еще в 6 веке и долгое время тщательно хранили секрет. Поэтому каждая страна открывала тайну "белого золота" самостоятельно. Ингредиенты фарфора не секрет: обычно его получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Главный секрет в пропорциях. Поэтому каждый фарфор уникален и свой точный рецепт никто из производителей не разглашает.


В Литейно-формовочном цеху на полках лежит очень много разного размера со странными подписями.


Знакомьтесь. Поступкина Дина Николаевна. Она отливщик фарфоровых изделий высшей категории. Ее задача - заливать гипсовые формы, которые в шутку называют "черепами" шликером. За счет того, что гипс впитывает влагу, в форме происходит набор черепка определенной толщины, после чего остатки шликера сливаются. Форма раскрывается и из нее извлекается пока еще хрупкое изделие, которое подлежит оправке и последующей сушке.


Общеизвестный факт - фарфор отстаивается в "черепах" от 2 до 30 минут, затем изделие достается из формы и зачищается с помощью кисточек. Дина Николаевна охотно берет в ученики - на обучение уходит в среднем около полугода.


А вот и готовый петушок. Кстати, по китайскому (восточному) календарю следующий год - год Петуха и наступит он 28 января.


Например, норма на одного мастера в месяц - 500 петушков. И это только петушков.


И так форму за формой.


У каждой формы свое время отстоя.


Затем корректировка изделия кисточкой.




Это новинка прошлого года - обезьяна. Сейчас же идет год Красной Огненной Обезьяны. Также на ИФЗ делают другую сезонную праздничную продукцию: пасхальные яйца, новогодние шары и т.д.


Далее изделия отправляются на обжиг в печь.


А мы заглянули еще в один цех, где работают с большими формами. Здесь требуется сила, чтобы тягать "черепа" с медведями и вазами другими изделиями больших размеров. Так как на заводе преимущественно работают женщины, ИФЗ нуждается в мужской силе, особенно в цехе отливки крупных форм. Принцип работы здесь такой же как описан выше, но только размеры и вес продукции значительно отличается.


Ольга Рудольфовна Михайлова показала нам как здесь делают литые или составные. Составными называются изделия, которые отливаются из нескольких деталей и скрепляются более густой фарфоровой массой.


Вот, например, этот медведь отливается практически целиком. Лишь одна задняя правая лапка приклеивается.


Теперь ему необходимо отстояться.


Наша команда экскурсантов в рамках проекта #закулисьепрофессий полностью увлечена постижением магии фарфорового мира. Спасибо за кампанию bagira_87, kareliya_piter и olegkolobov.



Какие формы :)


А вот и печи, в которых изделия обжигаются. Прочность фарфора достигается за счет высокой температуры обжига вначале «утильного» — до 900°С в течение 24 часов, а после глазурования — «политого», при температуре 1380–1430°С до двух и более суток. При обжиге фарфор на 1/7 дает усадку, что необходимо учитывать при создании форм.


Роспись фарфора.


Так выглядит Кобальтовая сетка. Примечательно, что изначально сетка черного цвета. Потом изделия отправляются в печь и сеточка становится синей.


Потом такими желатиновыми штампиками наносят на изделия непростой рисунок, а золотой. Руками. Каждый узор. На блюдце — 196 штампов, на тарелку — 224. За смену мастер должен сделать минимум 35 комплектов (чашка+блюдце).


Звездочки из 22-х каратного золота. В него добавляют лавандовое масло. Для того, чтобы дольше не застывало. Если рисунок не получился его просто стирают салфетками. А все салфетки потом, что...? Правильно! Сдаются под роспись.


А хранится золото где? Правильно - в настоящей золотой кладовой. :)


Эта роспись впервые украсила фарфор в 1945 году, и стала классикой декораторского искусства и фирменным, отличительным знаком тогда Ломоносовского фарфорового завода, а теперь Императорского фарфорового завода, мастером которого и была создана. Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич.




А вот и те самые петушки - символы грядущего года. Уже готовы.


Процесс изготовления фарфоровых изделий весьма сложен. К примеру, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций. В целом, на заводе сохранена основа технологии производства классического фарфора.




Здесь мастера очень любят цветы. И некоторые места похожи на настоящие оранжереи.


Поехали дальше.


При декорировании изделий также применяется деколь - она похожа на обычную переводную картинку, только напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая специальным лаком. При обжиге уже декорированного изделия пленка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остается рисунок.

Вот такими листами приходит к мастерам деколь.


Картинку следует намочить и аккуратно перенести на чашку...


или блюдце.


Быстро и красиво. Но нужна сноровка, аккуратность и внимательность.




В конце 60-х годов прошлого века на заводе появились удивительно тонкие и изящные чашечки. От обычного фарфора они отличались повышенной белизной, тончайшим слоем глазури, и той воздушностью, которая была свойственна знаменитому сорту старинного китайского фарфора под названием "яичная скорлупа". При легком постукивании, изделия отзывались приятным и мелодичным звоном. Несмотря на свою видимую хрупкость, этот фарфор обладал повышенной механической прочностью. Состав сырья для костяного фарфора технологи завода подбирали методом проб и ошибок. Особенностью состава этого фарфора было то, что в него добавляют золу костяной муки из берцовых костей крупного рогатого скота. Именно это делает костяной фарфор более тонким и прозрачным.


Нанесение глазури. Вот теперь вы знаете, что весь костяной фарфор изначально фиолетового цвета.


Дело в том, что перед нанесением глазури в нее добавляют обыкновенные чернила (чтобы видно было ровно она легла на изделие или нет). В последствии при обжиге чернила выгорают и изделия опять становятся белыми и теперь уже блестящими.




Качество превыше всего.


Фарфор проверяют сразу на нескольких этапах.


Для этого есть специальные нормативы и таблицы.




А это и есть глазурь.


Бокалы рождаются без ручек.


Их делают отдельно.


А потом аккуратненько приклеивают.


Это машина по производству чашек. Она и заливает шликер в форму и выдавливает (а вернее высасывает) излишки массы.


На первом этаже завода расположен магазин. Здесь можно купить сувениры на память.


















Кстати, при заводе работает музей и регулярно проводятся экскурсии. Можно прекрасно и с пользой провести время.




Tags: Санкт-Петербург, завод, нхп, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments